Шайтан-покемон: тест Suzuki Jimny
Текст: Антон Ширяев; Фото: Кирилл Калапов
Мы поездили на самом маленьком внедорожнике, официально представленном на российском рынке, и полюбили его, несмотря на испуг. Ну, или испугались, несмотря на любовь...
Так выглядит Kei-версия Jimny для японского рынка: узкие крылья, почти полное отсутствие выступающих бамперов, тоненькие шинки и обязательное зеркало заднего вида на левом переднем крыле.

Suzuki Jimny относится к редчайшему и почти неизвестному за пределами Японии классу микровнедорожников. По японской классификации крошка Suzuki – это Kei Jidosha или кей-кар, как этот класс известен в России. На островах машинам, чьи размеры не превышают 3 400х1 480х2 000 мм, а объём двигателя 660 см3 предоставляются налоговые льготы. Чтобы вписать Jimny в эти нормы, у кей-версии Suzuki уже колея, нет расширителей арок, и почти отсутствуют бампера, а вместо 1.3-литрового «атмосферника» под капотом установлен турбомотор объёмом 0.66 литра.

Продающийся в России Jimny куда наряднее, особенно после рестайлинга 2012 года, который принёс ноздрю воздухозаборника на капоте, двухцветную окраску и контрастную решётку радиатора.

Самая близкая к Jimny по размерам и идеологии машина на нашем рынке – это «Нива» или, как её сейчас политкорректно называют, Lada 4x4. Но Suzuki заметно меньше: на 25 мм короче, на 80 мм уже, с более чем вдвое меньшим багажником... И, в отличие от «Нивы», Jimny – это самый, что ни на есть классический внедорожник со святой троицей мира off-road: рама, мостовая подвеска и подключаемый полный привод с понижающей передачей. Ко всему прочему Jimny – очень старая модель, нынешнее третье по счёту поколение дебютировало в 1998 году. Собственно эти три составляющие - размер, внедорожные способности и возраст - и определяют характер самого маленького Suzuki.

В салоне главным отличием обновлённой машины является руль, известный по современным моделям марки. В топовой комплектации есть кожаный салон и такое чудо комфорта, как подлокотник.

Шайтан

Эргономика? Прости, брат, но у нас на неё не было места! И желания заниматься ею, похоже, тоже. Руль у Jimny не регулируется. Вообще. Диапазон регулировки сиденья минимален – сидишь со скрюченными ногами. Салон выполнен из дубового пластика, а многие кнопки включаются с дедовским клацаньем. Да, и не забудьте предупредить пассажира, что кнопка включения подогрева сидений тут одна на два кресла. Это 90-е, нужно выживать, как можешь! Особенно, когда Jimny пришёл в движение.

Сзади на удивление просторно. За пассажиром, если того подвинуть вперёд, влезает взрослый мужчина роста выше среднего, а за водителем легко разместится подросток или женщина.

Управляемость? Достаточно нажать всего одну кнопку, чтобы полностью изменить характер Jimny. И кнопка эта – подключение передней оси. В полноприводном режиме маленький Suzuki, как и любой автомобиль с полным приводом типа part-time, неохотно поворачивает, стараясь продолжить движение прямо, но стоит отключить переднюю ось, как Jimny превращается в идеальный дрифт-кар. Нужно только жать на газ посильнее.

Современные приборы – ещё одно дитя рестайлинга. Они прекрасно читаются в любое время суток, но смотрятся в спартанском интерьере не к месту, а карбоновый рисунок подложки выглядит пошло.

Ну, или дождаться, когда выпадет снег. Зимой Jimny едет боком всегда и везде. Для эффектного дрифта достаточно лишь слегка обозначить ваше желание повернуть, немножко добавить газ и... только успевай крутить рулём! Из-за короткой базы скольжение развивается мгновенно. Новичкам – страх, опытным драйверам – кайф. Toyota GT86? Mazda MX-5? Не, не слышал! И кто сказал, что для «фана» нужен мощный мотор и низкая посадка?

К сожалению, обновление не затронуло магнитолу – это всё тот же простенький аппарат со скромным функционалом, как и в начале 2000-х. Ни AUX, ни USB, ни Bluetooth – на дворе точно XXI век?

Плавность хода? Jimny заставит вспоминать Chevrolet Corvette, на котором мы доехали от Москвы до Сочи, как автомобиль с эталонной плавностью хода. Маленький внедорожник очень-очень-очень жёсткий. Мало того: на тех неровностях, где какая-нибудь Camry едва шелохнётся, Jimny дрожит всем телом, гремит салоном и, кажется, вот-вот развалится. Если же яма или колдобина окажутся среднеразмерными по меркам обычного автомобиля, то Suzuki подпрыгивает и меняет траекторию. Вы уверены, что всё ещё хотите разогнаться?

Режимы полного привода управляются кнопками и меняются без сбоев. Кнопка подогрева – одна на два сиденья, а обогрев зеркал заднего вида появился после рестайлинга.

Впрочем, даже если уверены, у вас всё равно ничего не получится. Потому что у машины с «автоматом» разгон до 100 км/ч занимает 17,2 секунды. Ещё раз прописью – семнадцать и две. Да, «Нива» ещё медленнее, но даже Land Rover Defender 90 уедет от вас, как спорткар от шахид-такси. Ну а уж если вам нужно выехать на автостраду...

Нет, во всём есть свои плюсы: на платных участках М4 «Дон» или М11 с максимальной скоростью в 132 км/ч вы даже теоретически не можете нарваться на штраф за превышение. В остальном же езда на высокой скорости превращается в испытание. Машинка с трудом набирает скорость, теряет её на первом же подъёме, козлит похлеще «Уазика», требует постоянных подруливаний, – в общем мокрая от напряжения спина вам обеспечена.

У старенькой АКП всего четыре ступени, которые меняются не слишком расторопно. Ручного режима де-юре нет, но де-факто он присутствует: возможность ограничивать максимальную передачу, начиная с первой, его успешно заменяет.

Да, и если вы вдруг решили, что маленький - значит экономичный, то ошиблись. Недостаток мощности, архаичная трансмиссия и аэродинамика кирпича делают пристрастие Jimny к бензину весьма пагубным. Официально в городе крошка Suzuki с АКП расходует 9,9 литров, но в реальности меньше 13 не получается. Вкупе с маленьким 40-литровым баком это делает вас постоянным гостем автозаправочных станций. Впрочем, это скорее в радость – после долгих поездок без остановок затекают ноги и спина, так что каждый лишний пит-стоп в радость.

На просёлочной дороге нужно держать ухо в остро – Jimny козлит и легко переставляется на крупных кочках. Зато подвеска непрошибаема, даже если попасть в воронку от снаряда.

Покемон

Итак, подведём промежуточный итог: Suzuki Jimny – это монстр, созданный в прошлом, чтобы мы в будущем не расслаблялись. Или нет? Большинство людей, действительно, предпочтут ездить на автобусе, везущем потных гастарбайтеров после смены, чем сядут за руль крошки-внедорожника. Но я езжу на Suzuki Jimny моей второй половины почти каждый день уже больше полугода и за это время не один раз говорил японскому проныре спасибо. Это действительно монстр, только карманный и дружелюбный – настоящий покемон.

Узость Jimny делает для него непроходимой колеи от обычных внедорожников, не говоря уже у грузовиках. Поэтому ехать приходится или поверх колеи, или парой колёс в колее, а парой по брустверу.

Низкая энерговооружённость Suzuki – это полное отсутствие штрафов за превышение. Даже если очень захотеть, превысить разрешённый порог +20 км/ч трудно. Компактные размеры Jimny – это примерно минус 1 балл московских пробок. Потому что вы легко проедете там, где все остальные будут стоять и ждать. Однажды меня нагло подрезали на ТТК – водитель BMW просто попытался выдавить меня из моего ряда, и оказалось, что при определённых условиях Suzuki позволяет ездить между рядов.

C 1999 по 2009 год испанская фирма Santana выпускала открытые версии Jimny. У таких машин удалялась крыша над сиденьями, но сохранялись центральные стойки и перемычка между ними. Большинство открытых Jimny оснащались дизелем Renault 1.5.

Jimny – это навсегда решённая проблема парковки. Из-за беспорядочной и плохо организованной парковки между машинами часто остаются свободные места, на которые обычный автомобиль не помещается. Обычный, но не Jimny! Благодаря тому, что мини-внедорожник не только короткий, но и узкий (даже Chevrolet Spark шире!) лучше него с парковкой не справится никто. Кроме того, из-за высокой посадки, тонких стоек и большой площади остекления парковка и маневрирование задним ходом на Suzuki – сплошное удовольствие. Если вы не смогли припарковать Jimny, значит это вообще невозможно.

Рама Jimny – лестничного типа с минимумом очень тоненьких поперечин. Короткий кузов и маленькие свесы обеспечивают невероятную геометрическую проходимость. Углы въезда, рампы и съезда составляют 34, 31 и 46 градусов соответственно!

И не забывайте, что это настоящий внедорожник. Когда на внедорожном полигоне во время съёмок на раму сел Land Cruiser 200, Jimny продолжал горным козликом прыгать с кручи на кручу. А ведь на нашем семейном «Джимнике» стоит в хлам «убитая» нешипованная резина. Достаточно хороших A/T-шин, чтобы у маленького Suzuki осталось мало конкурентов. Единственный реальный минус Jimny на бездорожье – отсутствие межколёсных блокировок. Многие современные машины удачно имитируют их работу, но во времена, когда разрабатывался крошка Suzuki, о таких технологиях не слышали.

На большинстве машин из Европы установлен дизель, праворульные машины комплектуются турбомотором Mazda 0.66, а наш Jimny оснащён проверенным и очень надёжным атмосферным 1.3 с индексом JB33. Главный его минус – нехватка крутящего момента.

Что уж там, компьютер, на котором был спроектирован Jimny, по мощности уступал вашему смартфону. В несколько раз! Впрочем, если вы всё же собрались регулярно использовать мини-внедорожник в условиях тяжёлого бездорожья, то к вашим услугам масса блокировок от сторонних производителей, причём разных типов: электрические, пневматические и «самоблоки». С блокировкой, лифтом кузова и «злой» резиной Jimny становится самым проходимым автомобилем, из выпускаемых серийно. На YouTube полно видео, где практически стандартные «Джимники» показывают чудеса проходимости.

Так кому он нужен?

Suzuki Jimny – очень специфичный автомобиль, не имеющий себе аналогов на российском рынке. Городской проныра и неубиваемый покоритель бездорожья, с одной стороны, он предлагает минимум комфорта и в некоторых ситуациях попросту опасен, с другой. Я бы ни за что не рекомендовал Jimny начинающему водителю, если вы, конечно, не хотите закалить его. Но при определённом опыте и правильном применении Jimny превращается в настоящий суперкар. В том плане, что эмоции от его вождения – просто супер. Jimny – автомобиль уникальный, и как всякий уникум, он не оставляет равнодушным. Его или любишь всем сердцем, или отчаянно ненавидишь. Я люблю, но прекрасно понимаю тех, кто его ненавидит.

Технические характеристики Suzuki Jimny 1.3 AT
Тип двигателя Бензиновый, с распределённым впрыском
Рабочий объём, см³ 1 328
Число цилиндров 4
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с/об.мин. 85/6000
Макс. момент, Нм/об.мин. 110/4 100
Трансмиссия Автоматическая, 4-ступенчатая
Тип привода Подключаемый полный
Передняя подвеска Зависимая, пружинная, балка-мост
Задняя подвеска Зависимая, пружинная, балка-мост
Тормоза Передние дисковые, задние барабанные
Габариты (ДхШхВ), мм 3695x1600x1705
Колёсная база, мм 2250
Дорожный просвет, мм 190
Снаряженная масса, кг 1075
Максимальная скорость, км/ч 135
Разгон до 100 км/ч, с 17,2
Расход топлива (комб.), л/100 км 7,8
Объём багажника, л 113–816
Объём топливного бака, л 40
Размер шин 205/70 R15
Цена, руб. от 1 039 000 руб.